Установить законодательные барьеры контрафакту

В Самарской губдуме предложили создать "черный список" дилеров, торгующих качественной и контрафактной продукцией одновременно

26 марта 2018 года в Самарской Губернской Думе под председательством Вячеслава Малеева состоялось заседание «круглого стола», организованного комитетом по промышленности, предпринимательству и торговле, на тему: «О законодательном регулировании противодействия обороту контрафактной продукции промышленного производства на территории Самарской области».Состоялся

Алексей Степанов

В мероприятии приняли участие депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Бокк, депутаты – члены профильного комитета Самарской Губернской Думы26 марта 2018 года в Самарской Губернской Думе под председательством Вячеслава Малеева состоялось заседание «круглого стола» Светлана Бескоровайная и Алексей Степанов, представители отраслевых министерств областного Правительства, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Управления по Самарской области федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Самарской таможни, Общественной палаты Самарской области, Союза работодателей Самарской области, крупнейших промпредприятий региона, общественных организаций, другие заинтересованные лица.

26 марта 2018 года в Самарской Губернской Думе под председательством Вячеслава Малеева состоялось заседание «круглого стола»Председатель комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле Вячеслав Малеев

Открывая заседание, председатель комитета Самарской Губернской Думы по промышленности, предпринимательству и торговле Вячеслав Малеев отметил: «К депутатам областного парламента нередко поступают жалобы от бизнеса о том, что наши рынки, наши магазины сегодня переполнены контрафактной продукцией. Мы решили в очередной раз собрать специалистов разных отраслей, представителей власти, бизнеса, контролирующих органов с тем, чтобы понять причины развития такого негативного фактора в нашем обществе. Сегодня в нашем заседании принимает участие депутат государственной Думы Владимир Бокк. Мы хотим вынести на более высокий уровень этот вопрос, чтобы найти меры и возможности повлиять на контрафакт в части его сдерживания, потому что он разрушает бизнес, сокращает налоговую базу. Одним из таких шагов должно стать жесткое увеличение штрафов как для физлиц, так и для юридических лиц. Штрафы должны стать настоящим барьером для того, чтобы у незаконных предпринимателей даже мысли не возникало о производстве поддельной продукции».

Одним из наиболее актуальных направлений обеспечения экономической безопасности государства является борьба с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Производители контрафактной продукции сегодня начинают использовать все более изощренные методы сокрытия признаков подделки: улучшается качество упаковки поддельных товаров, в контрафактном производстве используются передовые технологии.

Основными причинами появления контрафактной продукции выступают:

  • несовершенство законодательной и нормативно-технической базы,
  • «размытый» механизм государственного регулирования потребительского рынка,
  • неэффективность правоприменительной системы в части выявления   и изъятия контрафакта,
  • безнаказанность должностных лиц, в том числе непосредственно отвечающих за функционирование товарного рынка и допускающих наличие на нем значительного количества контрафактной продукции,
  • коррупция,
  • привлекательность контрафактной продукции для значительного числа потребителей из-за более низкой стоимости.

Так, 24 августа 2017 года на совещании по развитию легкой промышленности Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что наличие контрафактной продукции в РФ является хронической проблемой. По его словам, в 2013 году доля незаконно произведенного и незаконно ввезенного в РФ товара составляла 39% розничных продаж (около 1,1 трлн рублей). К настоящему моменту она снизилась, но всего до 33% продаж (860 млрд рублей).

Масштабы проблемы очевидны, это и послужило предпосылкой для выработки государственной политики по усилению мер, направленных на вытеснение из оборота контрафактной и фальсифицированной продукции. Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» создана профильная госкомиссия, а в каждом субъекте Российской Федерации организованы местные комиссии.

Распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2016 года утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.

Все меры воздействия сейчас направлены на производителей и продавцов, вместе с тем сегодня все чаще высказывается мнение о необходимости установления юридической ответственности и в отношении потребителей контрафактного товара.

Представляется целесообразным введение административной ответственности для покупателей контрафактной продукции, поскольку человек, покупая тот или иной товар за цену, которая в несколько раз ниже, чем она должна бы быть по своим потребительским качествам, осознает, что приобретает контрафактную продукцию. А пока будет спрос на контрафактную продукцию, неизбежно будет и предложение, и каждая покупка такой продукции — сознательное нанесение урона экономике нашей страны.

«Сегодня Россия в силу экономического потенциала и развивающегося характера экономики входит в числе стран, несущих наибольшие потери от контрафакта и фальсифицированной продукции», — подчеркнул член Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Бокк. – «Особенно остро стоит вопрос противодействия незаконному обороту промышленной продукции в отрасли производства автокомпонентов, что связано с безопасностью эксплуатации транспортных средств. Необходимо консолидировать усилия Роспотребнадзора, полиции, таможни, ФАС, общественности в борьбе с контрафактом. Ужесточать меры наказания для производителей фальшивок вплоть до уголовной ответственности. В настоящее время уголовное наказание грозит лишь тем псевдопредпринимателям, кто произвел контрафактную продукцию на сумму свыше 100 тысяч рублей. Очевидно, что данный минимальный порог надо понижать. Одно из предложений – рассмотреть возможность внесения изменений в КоАП РФ в части усиления ответственности и расширения полномочий контролирующих органов».

Краткий обзор по незаконному обороту продукции в Самарской области представил начальник отдела проектной деятельности управления проектной деятельности и лицензирования министерства промышленности и технологий Самарской области Александр КуличенкоКраткий обзор по незаконному обороту продукции в Самарской области представил начальник отдела проектной деятельности управления проектной деятельности и лицензирования министерства промышленности и технологий Самарской области Александр Куличенко.

Краткий обзор по незаконному обороту продукции в Самарской области представил начальник отдела проектной деятельности управления проектной деятельности и лицензирования министерства промышленности и технологий Самарской области Александр Куличенко

Самарская область обладает развитым промышленным производством. Поэтому вопросы, касающиеся незаконного производства и оборота промышленных товаров, несоблюдения требований технических регламентов, стандартов ветеринарных и фитосанитарных норм, уклонения от налогов, являются особенно актуальными.

Еще в 2015 году согласно Указу Президента РФ о дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промпродукции, в Самарской области образована комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Самарской области.

В ее состав вошли представители исполнительной и законодательной власти губернии, территориальных отделений МВД, ФСБ, Прокуратуры, Роспотребнадзора, других надзорных органов.

Под пристальным вниманием комиссии - вопросы противодействия фальсификации пищевой и промышленной продукции

Под пристальным вниманием комиссии — вопросы противодействия фальсификации пищевой и промышленной продукцииПод пристальным вниманием комиссии — вопросы противодействия фальсификации пищевой и промышленной продукции. На особом контроле – глобальный рынок автокомпонентов. По оценке экспертов, годовой ущерб от контрафакта в сегменте только легковых автомобилей составляет 5-8 млрд рублей.

С 2012 г. по сентябрь 2017 г. Группой «АВТОВАЗ» подано в МВД РФ 303 заявительских материала, проведено 371 совместное с МВД РФ мероприятие, изъято контрафактных запчастей на сумму более 56 млн руб. Возбуждено 56 уголовных дел, 182 производства в рамках административного законодательства. Осуждено 39 человек, привлечено к административной ответственности 128 юридических и физических лиц, которые по решению суда оштрафованы на общую сумму более 2 млн руб. В течение 2012-2017 г.г. только в Самарской области в ходе 67 рейдов ликвидированы 25 «подпольных цехов», производивших контрафакт, изъято фальшивых автозапчастей на сумму более 13,63 млн руб.

В отношении продукции легкой промышленности, также много случаев контрафактных поставок.

Самарской таможней в конце декабря прошлого года были выявлены крупные партии контрафактной продукции - это около 17,3 тысяч единиц контрафактной обуви

Самарской таможней в конце декабря прошлого года были выявлены крупные партии контрафактной продукции — это около 17,3 тысяч единиц контрафактной обувиНапример, Самарской таможней в конце декабря прошлого года были выявлены крупные партии контрафактной продукции — это около 17,3 тысяч единиц контрафактной обуви с товарными знаками Adidas, Nike, Reebok, New Balance. Также во время первого рейда 2018 года была задержана партия поддельных спортивных костюмов, джинсов и курток под брендами Adidas, Nike, Reebok, Puma, DG в количестве свыше 12 тысяч единиц. Вся продукция направлялась из Казахстана в Москву.

Наряду с поддельной одеждой и обувью, на складе была обнаружена большая партия парфюмерной продукции в количестве почти 50 тысяч единиц, маркированной тридцатью известными товарными знаками.

Остро стоит вопрос незаконного оборота промышленной продукции в индустрии детских товаров.

Надзор за качеством и безопасностью игрушек и продукции, предназначенной для детей и подростков, остается приоритетным направлением в деятельности Управления Роспотребнадзора по Самарской области.

В целях борьбы с незаконным оборотом алкоголя в Самарской области осуществляется целый комплекс мероприятий. Одним из них является обязательное подключение хозяйствующих субъектов к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Она позволяет по акцизу отследить прохождение алкогольной и спиртосодержащей продукции от момента её производства до реализации в любой точке страны.

По данным Росздравнадзора по Самарской области, ситуация на региональном рынке медикаментов и медицинской продукции достаточно стабильная. Фальсифицированные, контрафактные лекарственные средства в 2017 году не выявлялись. Были зафиксированы случаи продажи недоброкачественных медикаментов: 12 торговых наименований и 17 серий препаратов. В настоящее время на федеральном уровне принято решение об обязательной маркировке лекарственных средств, что должно оградить рынок медикаментов от попадания на него фальшивок.

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Людмила Власова

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Людмила Власова озвучила ряд предложений по борьбе с контрафактом:

  • внести изменения в КоАП РФ в части дополнения его нормой об изъятии не только фальсифицированной продукции у незаконных предпринимателей, но и технологического оборудования;
  • утвердить унифицированную форму транспортировки продукции от производителя до продавца;
  • распространить практику чипирования продукции;
  • отменить уведомительный порядок для проведения Роспотребнадзором проверок объектов бизнеса и пр.

По словам руководителя управления по Самарской области федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Виктора Трусова, вопрос о ситуации в сфере оборота фальсифицированной молочной продукции на потребительском рынке Самарской области также очень актуален в настоящее время. Идет циничный обман потребителей в целях получения прибыли. За период с января 2015 по январь 2017 года в рамках контрольно-надзорных мероприятий Роспотребнадзором исследовано более 60 тыс. проб пищевой продукции, при этом более 6 тыс. проб молока и молочной продукции, отобранных как на самих предприятиях молочной промышленности, так и в предприятиях торговли. Анализ проведенных исследований выявил тенденцию к увеличению удельного веса молока и молочных продуктов, несоответствующих гигиеническим нормативам по физико-химическим показателям, определяющим качество продукции.

Одной из мер по борьбе с незаконным оборотом молочной продукции является внедрение электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) продукции животноводства.

Также барьером для контрафакта и фактором, способствующим выводу незаконных предпринимателей с рынка, может стать создание единой базы нарушителей.

Опытом борьбы с контрафактом в сегменте кабельной продукции поделился генеральный директор «Росскат — центр» Юрий ПыченковОпытом борьбы с контрафактом в сегменте кабельной продукции поделился генеральный директор «Росскат — центр» Юрий Пыченков.

Опытом борьбы с контрафактом в сегменте кабельной продукции поделился генеральный директор

По словам докладчика, пик контрафакта пришелся на 2016 год, когда более 65% продукции на рынке было фальсифицированной.

В конце 2016 года предприятия – производители кабелей подписали Хартию о взаимодействии. Данный проект поддержали основные потребители и дистрибьютеры. Был организован входной контроль продукции. Большое внимание стало уделяться вопросам сертификации продукции. Проводится аудит предприятий-производителей в части наличия списка технологичного оборудования, оценки испытательного оборудования, наличия сертификатов и системы менеджмента качества, квалифицированного персонала, выделенных лабораторий, перечня основных потребителей и пр.

Начальник отдела экономической безопасности дирекции по безопасности акционерного общества «ЛАДА-ИМИДЖ» Сергей Купцов

Начальник отдела экономической безопасности дирекции по безопасности акционерного общества «ЛАДА-ИМИДЖ» Сергей Купцов Начальник отдела экономической безопасности дирекции по безопасности акционерного общества «ЛАДА-ИМИДЖ» Сергей Купцов озвучил предложение о запрете регистрации доменных имен с использованием наименований и логотипов известных брендов, либо напоминающих их.

О необходимости развития локальной базы поставщиков говорил генеральный директор Ассоциации предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области» Андрей Крайнов.

Установить законодательные барьеры контрафакту

Рассмотрев вопрос «О законодательном регулировании противодействия оборота контрафактной продукции промышленного производства на территории Самарской области», участники «круглого стола» вынесли следующие рекомендации:

1. Самарской Губернской Думе изучить возможность разработки:

 1.1. проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления административной ответственности за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг));

 1.2. проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части введения уголовной ответственности за производство или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта фальсифицированной пищевой продукции и ее реализацию);

1.3. проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части введения административной ответственности за производство или ввоз на территорию Российской Федерации в целях сбыта фальсифицированной пищевой продукции и ее реализацию);

1.4. проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части введения административной ответственности покупателей контрафактной продукции).

2. Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Самарской области:

2.1. усилить межведомственное взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, а также общественных объединений   и предпринимательского сообщества в части профилактики, выявления  и пресечения незаконного оборота промышленной продукции;

2.2. провести оценку эффективности применяемых систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах  ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации с целью подготовки и реализации предложений по ее совершенствованию;

2.3.  рассмотреть на своем заседании вопрос о ситуации, связанной  с незаконным производством и оборотом пищевой продукции в Самарской области.

3. Хозяйствующим субъектам:

3.1. подготовить и направить в Самарскую Губернскую Думу предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации:

— регулирующего оборот отдельных видов промышленной продукции в части устранения технических барьеров для реализации промышленной продукции и снижения издержек добросовестных участников рынка;

— в области интернет-торговли в части установления необходимых  и достаточных полномочий контролирующих органов и порядка надзора за деятельностью интернет-магазинов;

3.2. подготовить и направить в комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Самарской области предложения по осуществлению научно-методологической и технической поддержки деятельности органов государственной власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе оснащению государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту промышленной продукции, специальными средствами и техникой.

Источник:  samgd.ru