Законопроект, ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий рекомендован к первому чтению

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», ограничивающий сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Законопроектом предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства , и предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России либо для работы в сферах естественных монополий.

Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации в срок до 1 января 2021 года.

Проект закона  подготовлен ФАС России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы (утверждён Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»).

По информации ФАС России, по состоянию на 1 января 2018 года количество унитарных предприятий составило 18 624, что на 39% больше, чем по состоянию на 1 января 2013 года.

Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.

При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.

В целях реализации предлагаемого запрета предусматривается наделить ФАС России полномочиями по выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия или изменения им видов деятельности антимонопольному законодательству.

Соответствующие изменения предлагается внести в федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Комитет подтверждает, что организационно-правовая форма унитарных предприятий, позволяющая распоряжаться находящимся в ведении государственным (муниципальным) имуществом, являясь при этом коммерческой организацией, обеспечивает несомненные преимущества на конкурентных рынках.

Однако  законопроект не учитывает негативные последствия ликвидации унитарных предприятий с рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты. Такие рынки не ограничиваются сферами обеспечения обороны, безопасности и естественных монополий.

Помимо этого,   преобразование унитарных предприятий перечисленных сфер деятельности  в бюджетные учреждения  либо в акционерные общества не всегда возможно.

По мнению Комитета, подход к деятельности унитарных предприятий должен быть основан на выявлении и пресечении антиконкурентных действий. В этой связи целесообразно вводить запрет на деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках, на которых их деятельность наносит ущерб развитию конкуренции.

Такой подход позволит сократить участие государства в конкурентных экономических отношениях и избежать негативных последствий ухода с социально значимых и иных специфических рынков, на которых отсутствуют частные хозяйствующие субъекты.

Законопроект планируется к рассмотрению на пленарном заседании Госдумы 20 ноября.